Главная - Статьи - Реалии и особенности белорусского «пластикового» рынка

Реалии и особенности белорусского «пластикового» рынка

15 лет назад в Республике Беларусь ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Беларусь приступили к созданию национальной системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек «БелКарт». Этот момент можно считать первым кирпичиком в фундамент будущего сильного и развитого «пластикового» рынка электронных платежей Республики Беларусь. И совсем близок переломный момент, за которым последует массовое появление спроса на услуги в данном сегменте рынка.

Как бы пафосно это не звучало, но эволюцию в данной области не остановить и уже сегодня можно констатировать, что пластиковая банковская карта не является экзотическим платёжным средством. Более того, она уверенно входит на рынок розничных товаров и услуг. Количество «зарплатных» карт увеличивается с каждым годом и людям постепенно прививается культура пользования новым платёжным средством, переводя пластиковую карту в разряд повседневных и даже необходимых атрибутов современности.

Пока что белорусский рынок банковских пластиковых карт на данный момент по праву считается «недоразвитым» или, что звучит гораздо интереснее «развивающимся». Можно долго и пространно рассуждать о том, какие рынки можно считать развивающимися, а какие уже вполне развитыми. Или часами философствовать, что один развитый рынок пластиковых карт другому не менее развитому – рознь, обрисовывая различия в американском и, скажем, японском «пластиковом» рынке. Однако, стоит признать, что у любого развивающегося рынка есть несколько общих характеристик, позволяющих легко отличить их от уже сложившихся развитых систем. Первое – достаточно слабое проникновение пластиковых карт в различные сферы. Второе – недостаточно высокий уровень конкуренции на рынке. И наконец, третье – львиная доля пластиковых карт на рынке дебетовые, совсем мало кредитных карт.

Слабое проникновение «пластика» в различные сферы
Распространение банковских пластиковых карт в Беларуси далеко от того уровня, который характеризует развитые рынки. И это касается не только, и даже не столько количества карточек, находящихся на руках у населения. Количество пластиковых карт на душу населения – это лишь один из составляющих показателей. Также в Беларуси недостаточно развита инфраструктура приема нового платёжного средства. Количество банкоматов, а также оснащенных необходимым для расчёта картой оборудованием торговых точек и мест предоставления услуг (совершения электронных платежей) на данный момент не достигло требуемого уровня. Также следует отметить, что основные шаги для развития данного сегмента рынка делаются в столице, а с регионами республики дела обстоят заметно хуже.

Недостаточно высокий уровень конкуренции на рынке
Следствием первой особенности становится вторая. Из-за отсутствия повсеместного спроса на услуги в сфере безналичных розничных платежей в Республике Беларусь практически отсутствует конкуренция между поставщиками таких услуг. А существующая конкуренция не несёт в действиях компаний никакой здоровой агрессии и ограничивается вялыми попытками заявить о себе и хоть как-то обозначить свои конкурентные преимущества. Отсюда малое количество существующих сервисов и пока что слабая динамика при появлении новых. В этот же пункт можно смело занести недостаточно высокие стандарты обслуживания населения.

Преобладание дебетовых карт над кредитными
Так уж получилось, что «насаждалась любовь» к пластиковым картам посредством массового внедрения зарплатных проектов и обязательной картофикации всех бюджетников, студентов, учащихся и государственных служащих. По уму, одновременно должна была бы прививаться культура пользования выдаваемым платёжным средством, культура проведения электронных платежей и интернет-платежей, однако, на такие мелочи государство размениваться не стало.
Второй причиной вполне может оказаться отсутствие привычки жить в долг. Точнее даже будет сказать не о простом отсутствии привычки, а о негативном отношении к этому явлению. Люди у нас привыкли первым делом раздавать долги, а не плодить их для дальнейшего неспешного погашения. Так уж исторически сложилось, что кредитор у нас суть кровопийца, одного только и желающий – напиться крови простых людей вдоволь.

Да и в целом можно отметить некую настороженность наших соотечественников к любым формам безналичных расчётов. Даже накопления у нас принято хранить в банке. Только не в том, который бережно хранит ваши сбережения и даже со временем начисляет проценты на сумму, а в той, которая трёхлитровая и стоит под кроватью. Отчасти это связано с тем, что у части населения доход не совсем «белый», а то и совсем уж приобретает оттенки серого, близкие к чёрному… А государство у нас любит (да и вправе, чего уж греха таить) поинтересоваться, откуда у официально неработающего гражданина на счёте в банке появились денежки. Вот и воспринимается некоторыми все более по привычке любая альтернатива наличности как нечто не совсем удобное и безопасное. Однако общественное мнение на этот счёт активно меняется в сторону доверия к безналичным электронным платежам.

00.00.0000