Главная - Статьи - «Пластиковые» проблемы

«Пластиковые» проблемы

Что такое безналичный розничный электронный платёж? Это расчёт физического лица, то есть рядового гражданина, за товары и услуги без использования наличных денег. Самыми популярными способами оплаты в этой сфере на данный момент являются банковские пластиковые карты, и в меньшем объеме – электронные деньги (например вебмани или яндекс деньги). Весь мир давно понял и оценил удобство электронных расчётов с помощью пластиковых карт и электронных кошельков. В США на человека приходится около 3 пластиковых карточек, в среднем по европейским странам около полутора, у нас в Республике Беларусь всего 0,6 карточек на жителя.

Со всей уверенностью можно констатировать, что время развития безналичных розничных платежей в Республике Беларусь наконец-то наступило. По старой доброй традиции, не прошло и десяти-пятнадцати лет, как у нас наметилось оживление в этом сегменте предоставления услуг населению, по сравнению с более развитыми странами. Государство обеспечивает это самое население пластиковыми картами в рамках «зарплатных» проектов, а следом потихоньку развивается сеть банкоматов и мест, в которых можно воспользоваться своим «пластиковым кошельком», сделав электронный платёж.

Появились платежные системы с интересными предложениями и в интернете начинают создаваться сервисы по оплате интернет-платежами не только каких-то вещей, но и повседневных расходов, кои к стыду нашему уже годы работают на благо бывших соседей по нерушимому союзу из России и Украины. И увеличение в последнее время количества безналичных электронных платежей напрямую связано с использованием пластиковых карт для оплаты в интернете жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, интернет-провайдеров, кабельного телевидения и т.д. Кому же может быть приятно стоять в очередях в банке по полчаса для того, чтобы оплатить мобильный телефон или счёт за коммунальные услуги. А если еще попадаешь на очереди из бабушек и дедушек, получающих пенсию или совершающих ритуал оплаты «сразу за все» то тут уж половиной часа можно и не отделаться.

И хотя количество «пластиковых» электронных платежей растет, в нашем консервативном обществе укоренились мифические зачастую угрозы, не позволяющие расставаться с деньгами цивилизованно, а напротив, толкающие нас на упрощённую схему пользования своей пластиковой картой. Эта схема заключается в том, что после получки/аванса просто необходимо отстоять очередь в банкомат и снять деньги. И только потом пойти тратить их на необходимые нам товары и услуги. Также стоит отметить, что доля электронных интернет-платежей (проводимых в интернете) у нас остаётся незначительной и сильно уступает платежам через банкоматы. Это обусловлено, как правило, высокой стоимостью интернет-платежей, отсутствием доверия держателей карт к этим электронным платежам из-за высокого уровня мошеннических операций. Это когда хакер в кино, нажав пару кнопок, снимает деньги с любой карточки или счёта... наличные – они, дескать, понадёжнее будут.

Также люди у нас не привыкли доверять не только пластиковым картам, но и банковской системе Беларуси в целом. И это препятствует широкому распространению электронных платежей пластиковой картой, как удобной и быстрой форме расчёта за товары и услуги. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что для того, чтобы пользователь не боялся «пластика» - необходимо постоянно вести диалог с населением. И если молодежь, заинтересовавшись этой темой, может найти всю нужную информацию об электронных платежах и интернет-платежах самостоятельно, то откуда человек пожилой узнает, насколько это удобно пользоваться пластиковой картой, если ему об этом никто не расскажет, и не научит, как это правильно делать? И вот, старшее поколение (а это и бюджетники и участники зарплатных проектов на заводах и крупных промышленных предприятиях) начинает бояться банкомата, чтобы не напутать последовательность действий и не потерять в результате электронного платежа деньги. Боязнь повредить саму карту и опять-таки остаться без средств на счёте. А многие, чтобы не забыть, хранят пин-код, написанный на бумажке, в которую завёрнута пластиковая карта, и при утере такой «набор» становится очень приятным подарком для нашедшего. А сколькие из них забывали, после проведения электронного платежа, и деньги и карточки в банкомате или доверяли катру с пин-кодом третьим лицам…

Выдать пластиковые карты – выдали, а вот культуру пользования не привили, не заложили навыки работы с платежным средством.

Не секрет, что наши белорусские банки, производящие процессинг кредитных карт, совсем уж вяло и неубедительно ведут борьбу за окультуривание процессов в сфере безналичных розничных электронных платежей. Скорее они никакой борьбы и не ведут вовсе. Дежурный выпуск потенциального полиграфического мусора, неинтересная и скучная реклама в рамках продвижения своих услуг на рынке, зачастую отсутствие желания у сотрудника банка помочь клиенту разобраться и популярно прояснить особенности использования данного вида электронного платежа, его преимущества и простейшие правилах безопасности. С другой стороны виноваты не только банки Беларуси. Сами владельцы пластиковых карт нечасто утруждают себя знакомством с памятками, которые выдают им банки и игнорируют простейшие правила пользования при проведении электронных платежей и интернет-платежей. И как результат – полное отсутствие заинтересованности львиной доли населения Республики Беларусь в развитии сферы безналичных розничных электронных платежей.

Ко всему этому можно добавить достаточно неубедительно развитую инфраструктуру обслуживания пластиковых карт, которая сосредоточена в столице да некоторых крупных городах, а также недостаточно активное подключение к сети обслуживания новых торговых точек и сервисов, с возможностью оплаты не только посредством электронного платежа в банкомате, но и через интернет платежи.

Без инноваций в сфере платежных технологий, без гарантированной безопасности совершения электронного платежа, без разветвленной инфраструкуры технических средств и увеличения количества оснащенных нужной техникой торговых точек не обойтись. Также необходимо обогащение спектра оказываемых банком услуг: не только увеличение количества банкоматов или ресурсов с возможностью оплаты пластиковой картой, но и разномастные программы лояльности, позволяющие клиенту так или иначе получать бонусы от пользования пластиковой картой, социальные проекты и кобрендинговые карты, выпускаемые совместно банком и компанией поставщиком товаров и услуг.

Вот и складывается у нас такая ситуация, что начинать процесс внедрения цивилизованных методов торговли нужно, казалось бы, с привития культуры поведения пользователя в данной области, но без равноценного развития сервисов для оплаты безналичных электронных платежей, совершаемых с использованием платежных пластиковых карт – ничего не выйдет. Чем грамотнее потребитель, тем настойчивее он требует к себе нормального отношения и придирчивее относится к оценке обслуживания.

00.00.0000